Очередь. Архивное фото

Мировые стандарты, навороченные счетчики и средневековое мышление…

350
(обновлено 19:51 11.04.2016)
Исмаил Рафигоглу
Жители деревни часами стоят в местном отделении почты только для того, чтобы заплатить за электричество. Но если приглядеться – проблема надуманная, тут даже нет факта коррупции.

"Люди добрые, разрешите мне оплатить без очереди. Дома двое маленьких детей без присмотра". Подобны просьбы были повседневностью советского периода, как, впрочем, и очереди за всеми товарами и услугами. Казалось, времена тотального дефицита и ограниченных возможностей ушли в архив истории. Но нет…

Жителей Мамедли втянули в жуткий эксперимент

В окрестностях Баку есть село под названием Мухаммеди, которое, впрочем, еще называют и Мухаммедли. Сегодня оно вообще переименовано в Мамедли, то есть официально поселок называется именно так. Проблем у этого села немало, люди живут небогато. Но район перспективный, идет бурное строительство зданий и за последние десять лет создана неплохая инфраструктура.

Надо признать, поселку не повезло, потому как ее жителей втянули в жуткий эксперимент. ОАО Azerenerji заменило все старые электросчетчики на новые, карточные. Сколько загрузил, столько и получил электроэнергии. Точно такая же система действует и в селе Новханы. Спрашивается, что тут плохого? Два бакинских поселка получают энергию на уровне мировых стандартов.

Стандарты мировые, счетчики навороченные, а вот мышление средневековое. Как видно, чиновники Azerenerji отстали от современных стандартов на века. Оказывается, загрузить определенную сумму на карточку можно только одним способом: надо идти в местное отделение почты. Иного способа не существует. А это самое отделение почты в поселке Мамедли представляет собой маленькую комнатку примерно в 20 квадратных метров. Обычно посетителей обслуживают две работницы, при этом одна из них обязательно занята загрузкой денег на карту. Здесь всегда полно людей. Всем нужен свет и тепло в домах, но иного пути оплатить просто не предусмотрено.

Женская очередь "без очереди" достигает длины в несколько метров

Тихий, недовольный гул вызывает неприятные ощущения. "Я все оплачиваю через интернет, а вот за свет приходится ждать здесь целый час", "Раньше они ходили к нам за оплатой, просили, а теперь мы, имея на руках деньги, торчим здесь целый день". Такие жалобы мужчин уже стали обыденными. А вот женщины просят пропустить их без очереди, так как дома дети без присмотра. Женщины обычно пользуются привилегиями, но иногда и такая очередь "без очереди" достигает длины в несколько метров.

Здесь еще платят за воду, интернет и телефон, так как ближайшие платежные автоматы находятся не близко. То есть оплата за разные услуги отнимает время и создает дополнительные очереди. При этом удивляет одна деталь: на карту за электричество можно положить минимум 4 маната, меньше не берут. А если у вас всего 3 или 2 маната? Ведь 3 маната – это примерно недельный расход энергии на семью. Не берут.

Иногда система зависает, очередь удлиняется, растет число людей во дворе отделения почты. Некоторые отчаявшиеся жители оставляют карты у сотрудниц и уходят домой. Вечером звонят и выясняют, можно ли забрать, или нет. А вот если аппарат по приему денег, то есть ридер, сломается, то жителям всего поселка Мамедли надо ехать в почтовое отделение села Новханы. По воскресеньям и праздникам там не работают, а по субботам – только до часа дня. То есть, возможности оплаты тоже ограничены. Работникам почты приходится тоже не сладко: надо работать и по праздникам, ведь нельзя же оставлять целый поселок без света?

Труба есть, а газа нет

Еще одна проблема села Мамедли заключается в том, что многие жители просто не имеют никакой альтернативы электричеству. Наши телеканалы частенько показывают, как Госнефтекомпания SOCAR проводит газ в самые отдаленные регионы страны, а вот в Мамедли все еще есть негазифицированные дома. Причем, газовая труба внутри зданий есть, но жители квартир этот газ не получают. Для этого они должны заплатить 350-500 манатов – за счетчик, трубы и прочее. Но для жителей поселка это очень большие деньги. Может быть, кто-то и готов их потратить в расчете сэкономить в будущем на электричестве, но из-за того, что все жильцы здания не могут собраться и заплатить, газ в эти дома не поступает.

Значит, электричество остается единственным источником жизни, и за оплату источника нужно бороться внутри почтового отделения, ждать в очереди, ругать правительство. А ведь если задуматься, то станет понятно: проблема-то надуманная. Тут даже нет факта коррупции. Какой интерес может быть у чиновника Azerenerji в том, загрузит или нет житель Мамедли деньги на карту? Никакого. Он с этого ничего не имеет, возможно, даже не знает о существовании этого поселка. Это обычная служебная халатность, безразличие к проблемам простого гражданина. Именно такие недостатки подрывают основу государственности, вызывают недовольство там, где его не должно быть.

А недовольство сельчан напоминает бочку с порохом – бросьте туда горящую спичку и все, пожара не избежать.

Все счетчики в селах должны быть заменены

Azerenerji должна поменять все счетчики в Мамедли и Новханы. Благо, счетчики у них есть, их устанавливали уже в Нардаране, Бильгя. Новые электросчетчики хороши тем, что любую сумму можно загрузить как угодно – на почте, через интернет, с помощью аппаратов в метро и маркетах. Загруженная сумма сразу появляется на счету клиента, даже если это всего один манат.

Можно пойти другим путем. Установить во все аппараты оплаты типа eManat, MilliÖn программное обеспечение для загрузки денег за электричество на эти карты. Технически это не проблема, но решать надо. За воду и газ пользователь может платить также с помощью специальных ридеров, в продаже их предлагают за 20-30 манатов. Купив такой ридер, можно загружать деньги на карты через интернет, удобно и никуда ходить не надо. Такой же ридер продавать и для оплаты электричества. Можно и нужно.

Жители могут подать в суд на компанию

А что могут сделать жители поселка? Они могут обратиться с открытым письмом к Президенту страны, могут подать жалобы в прокуратуру на служебную халатность чиновников Azerenerji и в Союз потребителей Азербайджана, могут пожаловаться в администрацию самой Azerenerji, и наконец, можно и нужно подать в суд на эту компанию. Подобная практика в Азербайджане практически отсутствует, но если бы эта компания проиграла хотя бы пять исков, то такая проблема уже не стояла.

Судам тоже не помешало бы выносить порой "идиотские" решения в пользу потребителей. Например, по решению суда ответственный за этот поселок чиновник компании должен будет целую неделю стоять около отделения почты с таблицей на груди "Люди добрые, простите великодушно, вы прождали в очередях так много времени из-за меня".

Такие случаи встречаются в мировой практике, чаще всего в США. Например, 44-летний американец в 2002 году предстал перед судом за умышленное оскорбление полицейских. Он крикнул "все копы – свиньи!" Судья предложил ему два возможных приговора: трехдневное тюремное заключение или двухчасовое стояние возле оживленной трассы с живой свиньей в руках и плакатиком "Это не полицейский!" на шее. Ответчик выбрал второй вариант. Хорошая практика, ничего не скажешь.

Как видно, причина, казалось бы, решаемой проблемы заключается именно в мышлении. Новые технологии требуют иных, инновационных, креативных решений. Перевели людей на новый вид оплаты, будьте добры, организуйте альтернативные возможности для его реализации. Самое ценное для современного человека – это его время, которого всегда не хватает, и тратить силы в очередях он просто не может.

Такие времена, ничего не поделаешь.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

350
Теги:
Очереди, Оплата, Счетчики, Мамедли, Баку
Загрузка...