Посол Азербайджана в Бельгии Фуад Искендеров

Посол: Азербайджан превратится в настоящего союзника ЕС

97
Без взаимодействия Азербайджана с институтами Европейского Союза вряд ли возможно было бы реализовать такой проект, как Южный газовый коридор.

БАКУ, 10 янв – Sputnik. Азербайджан с географической точки зрения является транспортным центром для Азии и Европы, сказал посол Азербайджана в Бельгии Фуад Искендеров в интервью порталу EurActiv.

По словам дипломата, Азербайджан — первая в истории Европейского союза (ЕС) страна, которая в качестве страны-союзника смогла представить в структуру проект документа. Посол отметил, что раньше подобного не происходило, потому что обычно проект документа представляет Евросоюз, а затем обе стороны работают над ним.

"Идея наших будущих отношений заключалась в том, чтобы они носили стратегический характер и были равноправными в перспективе. Это были основные элементы представленного Еврокомиссии нового проекта документа во время рижского саммита", — сказал он.

Искендеров отметил, что Азербайджан в рамках "Восточного партнерства" превратится в настоящего союзника ЕС в области безопасности, управления миграцией и в энергетической сфере.

"Мы не ждем какого-либо чуда от этого сотрудничества и очень прагматично относимся к этому", — сказал он.

Следует понимать, подчеркнул посол, что все элементы политического диалога должны опираться на прочный фундамент. Он привел в пример Южный газовый коридор в Европу, который играет основательную роль для нашего сотрудничества сейчас и в будущем.

По его словам, Азербайджан с географической точки зрения является транспортным центром для Азии и Европы. С этой точки зрения у нас есть устойчивое основание для политического диалога.

"По-моему, эти процессы должны быть синхронизированы, и по этой причине мы рады предоставлению Европейской службой внешнеполитической деятельности мандата на ведение переговоров с Азербайджаном", — сказал он.

Искендеров выразил надежду, что переговоры начнутся в скором времени, и несмотря на то, что они могут быть сложными, он уверен, что уже в следующие месяцы будут известны результаты.

На вопрос, какое сотрудничество является наиболее важным для Азербайджана — непосредственное сотрудничество с Евросоюзом или отдельное со странами-членами структуры, посол ответил, что сейчас не хотелось бы ставить этот подход в такую противоречивую форму.

"У нас нет проблем в двусторонних отношениях с какими-либо странами-членами ЕС, с некоторыми странами мы даже являемся стратегическими партнерами. С большинством стран у нас имеются исключительное двустороннее сотрудничество и дружественные отношения", — сказал он.

В то же время, отметил Искендеров, мы сотрудничаем на многостороннем уровне. В настоящее время мы не ищем помощи. Наша цель – обмен опытом с европейскими институтами в сферах технологических и образовательных проектов.

Посол отметил, что не уверен в том, что без сотрудничества с институтами ЕС возможно было бы реализовать такой проект, как Южный газовый коридор.

"Поэтому очень важно параллельно со структурами ЕС сотрудничать со странами-членами, что мы и делаем. В связи с серьезными угрозами, с которыми сейчас сталкивается ЕС, могу сказать, что часть этих угроз исходит от соседей. По этой причине наше предложение нашим европейским друзьям заключается в сотрудничестве со странами-членами и соседями, в частности с соседними мусульманскими странами", — сказал он.

Искендеров подчеркнул, что Азербайджан готов к такому сотрудничеству ради защиты ценностей родной Европы.

97
Теги:
Азербайджан, Европейский союз, Фуад Искендеров, Министерство иностранных дел АР, Посольство Азербайджана в Бельгии, Сотрудничество, Южный газовый коридор

Единственный в мире: как азербайджанец создает шедевры скальпелем

222
,
Ученый, поэт и художник Гусейн Миртагави, наверное, единственный в мире автор, пишущий свои картины скальпелем на фанере. О своем необычном способе создавать шедевры художник рассказал Sputnik Азербайджан.

Техника работы художника чем-то напоминает старинный способ ксилографии для выполнения гравюр. Но, если в ксилографии на фанерной доске остается выпуклый силуэт, то Гусейн Миртагави сразу пишет на темной фанере, скальпелем снимая краску и высветляя задуманный рисунок. Это искусство требует творческого видения будущей работы и мастерского умения работать острым пером. Одно непродуманное, неосторожное движение отточенным клинком и картина может быть мгновенно испорчена. 

Все началось 40 лет назад, когда Гусейн делал наброски и иллюстрации для своих стихов. Первой его работой на фанере было лирическое посвящение любви: юноша и девушка, держащие над головой свои сердца, которые омывает нектар, стекающий на цветок, символизирующий будущего ребенка.

Продолжил художник свое творчество во время своей работы в Санкт-Петербурге. Там Гусейн часто общался с профессиональными художниками, которых удивлял своими работами. Однажды у него случился спор с одним из коллег, который заявил, что скальпелем невозможно вырезать знаменитую "Мону Лизу" Леонардо да Винчи. Миртагави принял вызов и через некоторое время результат кропотливой работы поверг в шок спорщика и его коллег: "Мона Лиза" на фанере ничем не хуже знаменитого оригинала на холсте. В результате проигравший художник повел в ресторан Гусейна и всю компанию мастеров кисти.

Но постоянно писать свои оригинальные картины Гусейн начал с 2009 года, когда приступил к работе в Национальной энциклопедии Азербайджана. С тех пор мастер создал около 200 работ. Это портреты знаменитых людей Азербайджана и мира: поэтов и писателей, художников, ученых, философов, политиков и полководцев. Часто героями картин мастера становятся простые люди, старики, ветераны. Есть и несколько работ, посвященных традиционной японской гравюре. 

В среднем на работу у художника уходит около двух месяцев: это и подбор материала, окраска фанеры, сушка и сама работа над картиной. Окрашивает дерево мастер только натуральными красками, которые изготавливает сам из различных растений. Основу составляют корни девясила и конский щавель. В арсенале мастера несколько скальпелей, но основной – номер 15.

Сейчас художник работает над портретом первого руководителя Шемахинской астрофизической обсерватории имени Н.Туси академика Гаджибека Султанова, 100-летие со дня рождения которого будет отмечаться в астрономическом научном комплексе в октябре.

"Он долго руководил обсерваторией, все что вы видите было построено в его время. Он был хорошим организатором и хорошим ученым. Занимался межпланетными астероидами, и вот здесь будет Млечный путь, а над ним астероиды", - показывает Гусейн Миртагави свою последнюю работу.

"Вот на такой портрет уходит два месяца. Но много зависит от персонажа и моего к нему отношения. От настроения. Были моменты, когда я делал основной рисунок и за один день, а потом его уже дорабатывал. Много времени уходит на подготовку: надо найти хорошую фанеру, обработать ее, прокрасить", - открывает тонкости работы Гусейн Миртагави.

Но, иногда, работы пишутся очень быстро. Например, портрет дочки президента Лейлы Алиевой художник написал за несколько недель и назвал "Элегия", так же, как и ее стихотворение, посвященное Гейдару Алиеву.

"Я выбрал четверостишье из ее "Элегии": "Если б молния стала тропою, Я по ней бы к тебе добежала, Обо всем, что сказать не могу, Я б с улыбкой тебе рассказала". Быстро я ее написал, очень быстро, можно сказать, "не спотыкаясь", - рассказывает Гусейн Миртагави.

"Портрет Мехрибан ханум я написал где-то 10 лет назад. А вот ее сестра Наргиз Пашаева, академик, рядом с портретом три цветка нарцисса, орден "Низами" и МГУ, филиал которого она создала в Азербайджане". 

Быстро был написан и портрет шехида генерала-майора Полада Гашимова, погибшего в июле 2020 года во время боевых действий на Товузском направлении.

"Я быстро делал его портрет. Обычно на картины я еще добавляю эпизоды, показывающие мир героя. Вот генерал, вот период когда он командует, идет война. Вот горы Карабаха, ведь когда он погиб я еще не знал про будущую войну, но нарисовал как они освещаются под флагом. Вот его дом, в который он не вошел, туда вошло знамя Азербайджана и его прах. Вот полумесяц с погон превращается в орла, как его душа, и летит в горы. И стихи".

Своего любимого поэта Насими художник изобразил в окружении эпизодов его трагической гибели и воскрешения его души.

"В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь..." - эти строки великого поэта есть на картине Гусейна Миртагави.

"Его дух возвышается в небо, превращается в лебедя, а возвращаясь на землю превращается в книгу. Я долго наблюдал за птицами и увидел, как похожи крылья садящегося на воду лебедя на раскрытые страницы книги", - с любовью рассказывает художник о поэте.

Самыми любимыми работами мастер называет портреты стариков Азизовых. 

"Они были очень добрые, хорошие люди. Я их очень уважал, они уважали меня. И работы получились на славу. Вот как хорошо он получился, вот его борода, а вот его потухшие глаза за 10 дней до смерти".

Больше всего художник любит рисовать детей и стариков, признается Гусейн Миртагави.

"У детей красиво получаются их неуловимые черты, которые очень трудно уловить, а у стариков хорошо получаются морщины", - рассказывает автор картин.

А еще он очень любит рисовать глаза, "передающие человека, глаза – окна души". Художник и сам не понимает, как ему удается передать на картине глаза, их цвет и выражение.

Вместе с глазами он любит передать на рисунке зубы и бороды, смеется Гусейн Миртагави.

"Ножом надо так работать, чтобы не ошибиться. Волосинки бороды передать тоже трудно, но приятно. Как получается сам иногда не понимаю. Вертишь скальпелем, а в конце получается борода", - показывает мастер портрет основателя Твиттера Джека Дорси.

"Вот глаза японца трудно нарисовать, пойди там найди свет – не найдешь, но у меня получились, - улыбается Гусейн Миртагави, показывая портрет смеющегося атташе по культуре посольства Японии, с которым был дружен. – А вот зубы, как получились не знаю, но как у дантиста, нет никакой ошибки".

Необычной технике написания картин Гусейна Миртьагави пытались научиться несколько человек, но очень быстро уходили, поняв какой труд стоит за созданием таких шедевров.

"Ко мне несколько раз приходили люди разного возраста, чтобы я их научил (рисовать). Терпели месяц, максимум полтора, здесь очень нудная работа, здесь надо потерпеть, это нелегко. Ты рисуешь без резинки, здесь нельзя неправильное стереть. Нацарапал и уже не поправишь", - делится опытом художник.


Свои удивительные картины Гусейн Миртагави творит в небольшой мастерской на территории Шамахинской астрофизической обсерватории. Он очень надеется, что в ближайшее время найдется место, где он смог бы выставить свои работы и которые смогли бы увидеть как можно больше посетителей.

222

Джабиш муаллим о знаменитом уроженце города Шуша

5
(обновлено 21:42 24.09.2021)
Джабиш муаллим продолжает рассказывать читателям Sputnik Азербайджан о выдающихся личностях - уроженцах Карабаха. На этот раз речь пойдет о народном артисте, композиторе Сулеймане Алескерове.

Видный композитор и общественный деятель Сулейман Алескеров родился 22 февраля 1924 года в Шуше. После окончания в 1948 году с отличием Азербайджанской государственной консерватории он стал директором Бакинского музыкального училища.

За годы работы занимал различные должности, а также активно занимался преподавательской деятельностью.

В 1967 году был награжден Государственной премией Азербайджанской ССР, а в 1974 году удостоен звания народного артиста Азербайджанской ССР.

Сулейман Алескеров внес большой вклад в развитие азербайджанской музыкальной культуры. Наиболее значимые произведения композитора, в частности, опера "Багадур и Сона", оперетта "Улдуз", вокально-симфонические поэмы, целый ряд произведений для симфонического оркестра и для оркестра народных инструментов, а также песни и романсы вошли в сокровищницу национальной азербайджанской музыки.

В 1972 году по инициативе Алескерова было создано Шушинское отделение Союза композиторов Азербайджана, председателем которого он был со дня основания этой структуры и до конца своей жизни. Будучи уроженцем города Шуша, композитор многое сделал для развития и процветания музыкальной культуры Карабаха.

5