Встреча Си и Байдена в Сан-Франциско: первые итоги

© AP Photo / The New York Times\Doug MillsПредседатель КНР Си Цзиньпин и президент США Джо Байден
Председатель КНР Си Цзиньпин и президент США Джо Байден - Sputnik Азербайджан, 1920, 16.11.2023
Подписаться
Долгожданная встреча лидеров США и Китая не сняла вопросы о том, как дальше будут развиваться отношения двух ведущих держав.
БАКУ, 16 ноя — Sputnik. Наиболее значимым итогом встречи председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Джо Байдена называют достигнутое соглашение о восстановлении каналов прямой связи между военными двух держав. Этот результат укрепляет веру в то, что военного конфликта в результате локальных провокаций удастся избежать.
Впрочем, прорыва в отношениях достичь не удалось. Почти сразу по завершении встречи Байден заявил, что не поменял своего мнения о Си Цзиньпине как о "диктаторе".
"Он диктатор в том смысле, что он парень, руководящий коммунистической страной, управление которой отличается от нашего полностью", - пояснил свою мысль американский лидер.
Китайская сторона уже назвала это высказывание ошибочным и безответственным.
"Китай решительно выступает против политических манипуляций", - подчеркнула официальный представитель МИД КНР Мао Нин.
Дипломат добавила, что "всегда есть люди со скрытыми мотивами, которые пытаются спровоцировать и подорвать китайско-американские отношения, но это не увенчается успехом".

Необходимость налаживания отношений США и КНР

Две страны успешно сотрудничали на протяжении многих лет. В условиях гегемонии политики глобализма это способствовало развитию интеграционных процессов в экономике, когда многие западные кампании переводили свои производственные мощности в Китай, что способствовало росту их доходов, одновременно стимулируя экономическое развитие Поднебесной.
Такая взаимовыгодная политика продолжалась до тех пор, пока на Западе не прочувствовали скрытую угрозу в чрезмерном возрастании экономической мощи Китая. За время руководства Си Цзиньпина КНР еще больше укрепила свои позиции в мировом технологическом укладе и борьбе за мировые рынки.
Рост экономической мощи Китая породил беспокойство в Вашингтоне. Еще во времена президентства Обамы начались дискуссии о путях сдерживания глобальных амбиций Пекина. А в президентство Дональда Трампа была развязана торговая и информационная война против Китая.
Вопреки ожиданиям, с приходом к власти Джо Байдена ситуация не улучшилась. Напротив, США избрали более изощренную тактику коллективной "травли" Китая, которая предполагала коллективную борьбу Запада с азиатским гигантом. Американцы начали перекрывать Пекину доступ к наиболее значимым технологиям, обеспечению финансирования для новых разработок, стали добиваться возрождения передовой промышленности и сопутствующей инфраструктуры у себя, а также добычи и переработки критически важных полезных ископаемых вроде лития, кобальта и никеля за пределами Китая и без его участия.
Политика экономического давления западной коалиции привела к ожидаемому ухудшению взаимоотношений. Визит Нэнси Пелоси на Тайвань в бытность ее руководителем нижней палаты Конгресса, военные поставки США на остров, который КНР считает неотъемлемой частью своей территории, до предела накалили атмосферу в регионе. Китай ответил на это беспрецедентными по масштабу военными учениями.
Общая ситуация в мире также делает необходимым достижение взаимопонимания между Вашингтоном и Пекином. С учетом того, что США фактически участвуют в двух крупных военных конфликтах (на Украине и Ближнем Востоке), не говоря об относительно мелких стычках вокруг военных баз в Сирии и Ираке, возможный конфликт вокруг Тайваня для них абсолютно неприемлем. Да и экономическое противостояние с Китаем дорого обходится Соединенным Штатам. В такой непростой ситуации любая возможность в налаживании взаимоотношений хотя бы по некоторым спорным вопросам можно считать успехом.
Что касается китайской стороны, то и она не заинтересована в нагнетании напряженности. Совершенно неслучайно после встречи с Байденом Си Цзиньпин заявил, что Китай готов быть партнером и другом США. По его мнению, Вашингтону не следует рассматривать Пекин как угрозу. Наряду с этим он напомнил, что США не должны вмешиваться во внутренние дела Китая. Всему миру нужно, чтобы США и КНР сотрудничали, а не враждовали, отметил Си Цзиньпин.

Основные итоги переговоров между лидерами КНР и США

По итогам встречи стало ясно, что стороны договорились о возобновлении контактов на различных уровнях. Особо отмечается договоренность о возобновлении связи между военными КНР и США на высоком уровне, которая была прервана в прошлом году.
Также китайский руководитель заверил, что Пекин не намерен в ближайшие годы вести военные действия против Тайваня, но параллельно призвал США воздержаться от поставок оружия в регион и способствовать продвижению процесса мирного воссоединения острова с Китаем. Си Цзиньпин также выразил надежду на то, что Вашингтон отменит односторонние санкции против Пекина.
Байден, в свою очередь, отметил, что Вашингтон и Пекин находятся в состоянии конкурентной борьбы, но выразил надежду, что она не перерастет в конфликт между двумя странами.
Однако с учетом того, что неназванные американские чиновники отмечают в качестве успеха договоренность о возобновлении линии связи между военными и планы сотрудничества по линии борьбы с наркотрафиком, особых прорывов по ходу переговоров не произошло. Основные вопросы, которые интересовали стороны, так и остались без конкретного ответа.
К примеру, интересующие Пекин вопросы связаны со снятием санкций, которые последовательно вводятся против Китая уже на протяжении президентства трех лидеров США, а также с признанием принципа единства Китая не на словах, а на деле. Судя по всему, конкретного согласия по этим темам не достигнуто.
Американцы при этом хотели бы добиться от Пекина отказа от сотрудничества с Москвой, повлиять на Иран с целью недопущения активного вмешательства Тегерана в ближневосточный процесс, а также отказа от попыток силового решения тайваньского вопроса. Кстати, согласно американской версии, последний вопрос в реальности предполагает замораживание конфликта на неопределенно долгое время, что может позволить США еще долго оказывать геополитическое, а, при необходимости, и военное влияние на регион.
Лента новостей
0