Новости

Насколько будет востребована платная трасса Баку-Губа-граница с РФ

© Azerbaijan Highway State AgencyНовая автомобильная дорога М-1 Баку-Губа
Новая автомобильная дорога М-1 Баку-Губа - Sputnik Азербайджан, 1920, 18.10.2023
Подписаться
По мнению водителей, проезд по платной дороге будет нерентабельным, особенно для тех, кто часто ездит в северном направлении.
БАКУ, 18 окт — Sputnik. Не исключено, что правительство пересмотрит тарифы на проезд по первой в Азербайджане платной дороге Баку-Губа-граница с РФ. Такое предположение выдвинул экономист Эльданиз Амиров, комментируя сообщение о новых тарифах на пользование этой трассой, сообщает Sputnik Азербайджан.
Отметим, что накануне решением Тарифного совета, которое вступит в силу с 20 октября, определены тарифы на проезд по новой дороге протяженностью 129 км, начинающейся в поселке Г.З.Тагиев:
▪️ для легковушек и грузовиков до 3,5 т - 9,3 гяпика за 1 км (12 манатов за весь путь)
▪️ для грузовиков свыше 3,5 т - 11,6 гяпика за 1 км (около 15 манатов за весь путь)
▪️ для автобусов - 7,8 гяпика за 1 км (10 манатов за весь путь)
▪️ для прицепных и полуприцепных транспортных средств типа TIR — 19,4 гяпика за 1 км (25 манатов за весь путь).

Цель - окупить высокие расходы

Автотрасса Баку-Губа-государственная граница с Россией является частью транспортного коридора "Север-Юг", первый участок которого - Алят-Астара-граница с Ираном - был сдан в эксплуатацию еще в сентябре 2018 года. Первоначально строительство дороги в северном направлении оценивалось в 1,2 млрд манатов, но потом расходы стали расти.
"Считаю, что тарифы, установленные Тарифным советом на пользование новой трассой Баку-Губа-граница с РФ, высокие. Я думаю, что некоторое время спустя они будут пересмотрены. Потому что, сколько бы факторов ни анализировалось для определения тарифа, нет четкой информации о самом главном аспекте - спросе. Сейчас его невозможно рассчитать, он будет определен фактическим количеством людей, которые воспользуются этой дорогой. Только после этого встанет вопрос о снижении или повышении стоимости проезда по платной дороге", - отметил эксперт.
Если водителей не устроит цена, число пользователей сократится, что серьезно отразится на доходах. Тогда возникнет необходимость в постепенном снижении тарифов, чтобы окупить затраты на строительство дороги.
Почему постепенно? Потому что Тарифный совет должен будет найти баланс. Для этого постепенное изменение тарифов наиболее эффективно и позволит избежать потерь. Но вот если трафик будет интенсивным, есть вероятность, что тарифы поднимут. Хотя очевидно, что высокий спрос не будет указываться как основная причина повышения цен, так как это может быть неоднозначно воспринято водителями.
Скорее всего это объяснят высокими расходами на содержание дороги, отметил Амиров. В любом случае он не ожидает, что нынешние тарифы сохранятся в долгосрочной перспективе, вполне вероятно, что они будут пересмотрены.

Не дорога, а сплошные расходы

Изначально строительство альтернативной трассы планировалось для сокращения трафика на дороге Баку-Губа-граница с РФ. Протяженность старой трассы от Баку до пограничного пропускного пункта "Самур" составляет 208 км, она бесплатная для всех видов транспорта. По нормативам качество дорожного полотна бесплатной дороги ничем не должно уступать платной, которая откроется на днях. Но все же старая дорога заставляет водителей нервничать.
Тельман Асланов, водитель с многолетним стажем, несколько раз в месяц ездит на своем автомобиле из Баку в Хачмазский район по основной трассе Баку-Губа. Вся дорога занимает два с половиной часа.
Пока строилась альтернативная платная дорога, водитель надеялся, что уже совсем скоро станет пользоваться ею, что позволит ему сократить расстояние и, соответственно, время на дорогу.
Во время строительства платной дороги ему даже не раз удавалось заезжать на почти готовую и местами строящуюся новую дорогу, чтобы оценить не только ее качество, но и время нахождения в пути. Как показала такая "оценка", платная дорога позволяет выиграть чуть меньше часа. Она пролегает в объезд населенных пунктов в Хызынском, Сиязанском, Шабранском и Хачмазском районах, поэтому нет необходимости снижать скорость. Все это не могло не радовать, но вот новые тарифы разрушили все планы, признается Асланов.
"У меня автомобиль эконом-класса. Для поездки из Баку в Хачмаз и обратно заливаю полный бак бензина стоимостью примерно в 30 манатов. Если я стану пользоваться платной дорогой, мои расходы увеличатся как минимум до 54 манатов. За час пути я не потрачу горючего на 24 маната. Так что выходит, что платная дорога лично для меня невыгодна", - подчеркнул собеседник.
Он заявил, что не намерен переплачивать за новую дорогу, однако может задуматься, если правительство вдруг решит ввести выгодные абонентские тарифы на год поездок по платной трассе Баку-Губа-граница с РФ.

Предприниматели возмущены

Между тем депутат Милли Меджлиса (парламента) Азер Бадамов в интервью местным СМИ заявил, что ввод платной дороги в эксплуатацию будет способствовать снижению заторов на альтернативной бесплатной дороге. Парламентарий также предположил, что ею будут пользоваться водители, осуществляющие международные грузовые перевозки, а это значит, что в госбюджет поступят дополнительные доходы.
Однако глава международной транспортной компании Arkivan-Transport LLC Абдулла Абдуллаев в беседе со Sputnik Азербайджан отметил, что так не считает. По его словам, пусть платной дорогой пользуются те, у кого есть деньги, а он пока не планирует отправлять свои машины по ней. Только для поездки 10 грузовиков из Баку к российской границе придется потратить 250 манатов.
"Я объездил много стран, и таких тарифов нет нигде. Даже в Германии ставки за использование платной дорогой минимальны, а оказываемые услуги - на высочайшем уровне. В России за расстояние от Ростова до Москвы мы перечисляем системе "Платон" примерно 3 маната за 1000 км. Наши доходы не настолько большие, чтобы можно было закрыть глаза на дополнительные расходы. Нам приходится платить налоги, социальные отчисления, зарплату водителям, гаражные расходы и т.д. Так что пока мы будем пользоваться бесплатной дорогой", - отметил предприниматель.
Лента новостей
0