Когда история не учит: Франция на пороге роковой ошибки

© AFP 2023 / JUSTIN TALLISЖенщина держит плакат с надписью "Исламофобия - это не свобода"
Женщина держит плакат с надписью Исламофобия - это не свобода - Sputnik Азербайджан, 1920, 28.08.2023
Подписаться
Будучи страной с самым большим мусульманским населением на Европейском континенте, Франция превратилась во "флагмана" исламофобии в Европе.
БАКУ, 28 авг — Sputnik. Антимусульманские настроения во Франции проявляются во многих сферах. Обычным делом стали антимусульманские выступления политиков, особенно в ходе предвыборной кампании. Согласно информации правозащитников и мусульманских деятелей, отказ последователям ислама в принятии на работу и предпочтение им кандидатов-христиан - чуть ли не обыденное явление. Но особо настораживает оголтелая исламофобия, которую французское правительство насаждает в системе образования.

Исламофобия в системе образования Франции

Намерение французских властей запретить ношение в школах традиционных мусульманских, по их мнению, платьев – абайи, которые полностью закрывают тело и носятся поверх обычной одежды, вновь актуализировало вопрос о правах и положении мусульман, проживающих в стране. Данный запрет анонсировал новый министр национального образования и по делам молодежи Габриэль Атталь.
В интервью на одном из телеканалов он сказал, что школа во Франции построена на твердых принципах, таких как светскость, которая в том числе является "свободой освобождения себя через школу". По его мнению, вы не должны быть в состоянии определить религию учеников, просто посмотрев на них. Министр пообещал, что на следующей неделе обсудит с руководством школ, как внедрять этот запрет.
При этом остается непонятным, кого и от кого освобождает министр данным своим решением. К тому же большинство граждан Франции арабского происхождения напоминает, что данная одежда не означает принадлежности к исламу, а является национальной одеждой многих арабских народов.
Следует напомнить, что с 15 марта 2004 года в учебных заведениях Франции законодательно запрещено ношение религиозных символов или одежды, которая символизирует религиозные убеждения. С тех пор в стране регулярно вспыхивают дебаты по поводу запрета в школах традиционной для мусульманских стран одежды, которую требуется снимать на входе в учебное заведение. При этом не сообщается, действуют ли такие же запреты в отношении сувенирных крестов, Корана, Торы, а также религиозных татуировок на теле учеников.

Образование – лишь одна из сфер общества

Система образования является неотъемлемой частью общества и отражает все его нюансы. Ограничения для мусульман в сфере образования полностью отражают те настроения, которые царят во всем французском обществе, особенно в политической сфере. Именно этим можно объяснить то, что инициатива нового министра сразу же нашла поддержку в правительстве.
"Учебные заведения во Франции - это светские учреждения, равно как и другие организации, например - больницы, где работники не могут носить религиозные символы", - сказал официальный представитель правительства Франции Оливье Веран, который ранее возглавлял Минздрав республики.
По его словам, те, кто приходит в школу в религиозной одежде, "занимаются распространением вероучения и политикой".

Оценка французскими мусульманами существующей ситуации

У французской исламофобии есть три главные причины, считает известный французский политолог Франсуа Бургат.
Первая заключается в том, что, хотя Франция уже не является христианской страной в широком понимании, религиозная конкуренция в ней сохраняется по сей день.
Вторая причина заключается в понятии светскости во французском обществе. Еще во время Французской революции было провозглашено отделение общества от церкви. Революционеры считали церковь субъектом автократии. Поэтому во Франции любые внешние проявления принадлежности к религии, будь то хиджаб, кипа и прочее, считаются нарушением закона.
И, наконец, третья причина в противостоянии французских националистов и выходцев из бывших французских колоний, которые являются гражданами страны в третьем-четвертом поколении. Большинство из них родились, выросли и сформировались во Франции, а потому требуют соблюдения своих прав, участия в написании общей истории Франции, чему препятствует французский национализм, который продвигается и углубляется как государственная политика, подчеркнул Франсуа Бургата.
Подтверждает последний тезис Бургата и высказывание доктора исторических наук из Университета Сорбонна Камеля Мезити. Он обращает внимание на то, что европейские политики приравнивают всех мусульман к потенциальным террористам и используют исламофобию в качестве "катализатора" собственного карьерного роста.
"Это со всей очевидностью было заметно на последних президентских выборах, когда один из кандидатов открыто оскорбил всех мусульман и никто не привлек его к ответственности", - напоминает Мезити.
По его мнению, подвергающиеся постоянным нападкам и оскорблениям мусульмане Франции часто ищут пристанища в других европейских странах, где чувствуют себя более защищенными и гораздо комфортнее.

Ситуация с правами мусульман в других европейских странах

Ситуация с правами мусульман вне Франции обстоит гораздо лучше, но вовсе не безоблачно. Достаточно взглянуть на положение дел в Германии. По мнению экспертов, мусульмане в Германии являются "одним из наиболее уязвимых меньшинств". Достаточно взглянуть на произведения немецкого кинематографа, чтобы убедиться, что 90 процентов фильмов о мусульманах показывают их с отрицательной стороны. Тематикой таких фильмов зачастую становятся истории о радикализации, нападениях террористов, войнах.
При этом министр внутренних дел ФРГ Нэнси Фезер заявила, что "многие из пяти с половиной миллионов мусульман в Германии сталкиваются в повседневной жизни с проявлениями социальной неприязни и дискриминацией, доходящей до ненависти и насилия", но политики "сделают все, чтобы ликвидировать дискриминацию и лучше защищать мусульман от социальной неприязни".
В отличие от Франции, Германия может похвастаться относительно успешной и объективной политикой в этой сфере. Но тут же стоит напомнить о положении дел в Швеции и Дании, где дискриминация находит свое отражение в фактическом поощрении акций с сожжением священного для мусульман Корана, с попутными показами карикатур на пророка Мухаммеда. Кощунственным в этих случаях является и то, что руководство стран без зазрения совести обосновывает разрешения на подобные акты вандализма и оскорбления чувств сотни миллионов мусульман по всему миру "свободой слова". Понятно, что к настоящей свободе слова это никакого отношения не имеет.
Все это меркнет по сравнению с историей и современностью Франции по части религиозной терпимости.
При всем этом стоит еще раз напомнить, что в "авангарде" нападок на мусульман идет "просвещенная и продвинутая" Франция, с которой и начались карикатуры на Пророка, запреты на ношение религиозной одежды, что в конечном итоге вылилось и в запрет на традиционную национальную одежду многих мусульманских народов.
Религиозные конфликты в истории Франции не раз становились причиной кровавых событий. Вспомнить хотя бы войну 60-х годов прошлого века в Алжире. Хочется верить, что подобное не повторится. Ведь поставить клеймо не так уж и сложно. А очиститься от него - гораздо труднее.
Лента новостей
0