Новости

Транспортно-логистическая картина региона меняется - какую выгоду получит Баку

© Sputnik / Ilham MustafaГрузовики, фото из архива
Грузовики, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 12.10.2022
Подписаться
Учитывая новые вызовы и возможности в экономической кооперации, Азербайджан, РФ, Иран и страны Средней Азии намерены развивать транзитный потенциал региона. Какова роль Баку в этом сотрудничестве?
БАКУ, 12 окт — Sputnik. Изменение геополитической ситуации в мире, смещение импортно-экспортных потоков из РФ и новые экономические реалии повысили значение международных транспортно-логистических проектов. Пытаясь обеспечить продовольственную безопасность и беспрепятственный выход на мировые рынки сбыта, страны начали развивать свою инфраструктуру и присоединятся к международным транспортным маршрутам.
Помимо развития проектов "Север-Юг" и "Восток-Запад", государства Евразийского региона модернизируют внутренние коммуникации и повышают свой транзитный потенциал.
Несколько дней назад в Тегеране прошла конференция на тему развития транспортного потенциала региона, по итогам которой представители Азербайджана, России, Ирана, Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Казахстана подписали заявление в целях развития сотрудничества в сфере транзита.
В числе главных стороны обсудили вопросы развития транзитных перевозок, унификации тарифов и выдачи годовых виз для водителей.

Азербайджан в центре транспортных проектов

Азербайджан сегодня находится в центре реализации региональных транспортных проектов, являясь в некотором роде перевалочным пунктом для продукции, доставляемой из РФ на азиатские рынки. Именно поэтому так важна модернизация транспортной системы Азербайджанской Республики, ее синхронизация со странами региона.
В то же время транзит товаров через Азербайджан открывает для него новые возможности в сфере экспорта.
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Университета "Одлар Юрду" Эльшад Мамедов считает, что региональное сотрудничество становится безусловным приоритетом в свете тех процессов, которые протекают в геополитическом треке и в мировой экономике.
"Очевиден глубочайший за последние десятилетия кризис в мировой экономике, кризис глобализации, и в этом контексте углубление и развитие сотрудничества именно между соседними странами становится безусловным приоритетом. Мы должны иметь в виду, что крупнейшая страна региона и мира – Россия поворачивается с Запада на Восток с точки зрения своей внешнеэкономической повестки, и в этом контексте для нее выход на новые рынки сбыта будет осуществляться в значительной степени через страны постсоветского пространства", - сказал Мамедов Sputnik Азербайджан.
И Азербайджан, по мнению экономиста, в этой связи становится одним из важнейших внешнеэкономических и внешнеторговых партнеров России. Поэтому маршрут "Север-Юг" будет играть одну из важнейших ролей в плане развития и продвижения российского экспорта, выхода на азиатские рынки. И участок маршрута, который проходит через Азербайджан, является чуть ли не самым оптимальным, что дает стране большие преимущества, считает Мамедов.

Возможности для несырьевого экспорта Азербайджана

Говоря о транспортно-логистических коридорах, необходимо иметь в виду не только транзит, но и большие возможности в плане развития экспортного потенциала азербайджанской экономики, прежде всего, несырьевых ее секторов, отметил экономист.
"Несырьевой экспорт получает импульс для развития и новые потенциальные рынки сбыта. Региональная экономическая интеграция, углубление сотрудничества между РФ, странами Средней Азии, Азербайджаном, Ираном и Турцией – это тренд, который должен стать приоритетным", - сказал Мамедов.
"Я более чем уверен, что и Азербайджану нужно будет сместить свои внешнеэкономические приоритеты с Запада на Восток, потому что в более устойчивом и долгосрочном формате рынки ЕС будут для нас менее значимыми", - сказал он.
По мнению экономиста, нужно учитывать те сложности, которые существуют в ЕС. Кроме того, Евросоюз для Азербайджана – это, прежде всего, рынок сбыта энергоносителей, и затруднительно говорить о высокой добавленной стоимости в плане экспорта в этом направлении азербайджанской продукции.
Поэтому, считает эксперт, если Азербайджан намерен развивать несырьевые отрасли своей экономики, сферы, обеспечивающие занятость, которые будут способствовать открытию высококвалифицированных рабочих мест, то приоритетом для него будут являться страны постсоветского пространства, в первую очередь РФ и рынок Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Создание единой сети высокоскоростных железных дорог

Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов считает, что транспортная инфраструктура региона недостаточно готова к тому, чтобы обеспечивать рост транзитных перевозок в рамках интеграции экономик России, Ирана, Пакистана, Индии и в целом пропускать нарастающие потоки грузов.
"Может быть, сейчас предпринимаются шаги для развития транспортной инфраструктуры, которая увеличит пропускную способность автомобильных дорог", - добавил Колташов.
Что касается железнодорожного сообщения, считает эксперт, то здесь необходимо подумать о создании единой системы высокоскоростных железных дорог, которая бы объединила сразу несколько стран и позволила быстро перевозить не только пассажиров, но и большие объемы грузов.
"Потому что имеет значение скорость перевозок, возможность транспортировать большие объемы всех видов грузов. И все это должно доставляться по железным дорогам", - сказал Колташов Sputnik Азербайджан.
По его словам, нужно быть готовым к тому, что через 8-12 месяцев, когда кризис западной экономики усилится, встанет вопрос дальнейшего укрепления торговых отношений, их развития между странами континентальной Евразии.
Поэтому расширение транспортной инфраструктуры будет иметь большое значение. При этом, отметил эксперт, важна и политическая сторона дела. Поэтому необходимо обеспечить безопасность коммуникаций, и политические круги западных стран не должны иметь никакого влияния на страны-участницы МТК.
"Здесь необходимо понимать, что нужно обеспечить не только расширение пропускной способности, но и новый политический контекст для транспортировки грузов, потому что мир стремительно меняется. Эти перемены болезненны и тяжелы, и они касаются всех регионов мира, в том числе такого важного транспортного узла, как Азербайджан", - сказал Колташов.
Лента новостей
0